Алексей Рыбников: биография
Любимые миллионами фильмы, вошедшие в «золотой фонд» советского кинематографа, без его музыки потеряли бы многое. Поклонники творчества Алексея Рыбникова уверяют – душу. И если вспомнить пронзительную мелодию «Встреча» из кинофильма «Сказки о звездном мальчике», то понимаешь – слова о душе вовсе не пафос. Музыкальное сопровождение встречи сына с мамой красной линией подчеркивает смысл картины.
А как представить киносказки «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» без песен «Затянуло бурой тиной…» и «А-а, крокодилы-бегемоты…». «Тот самый Мюнхгаузен», «Вам и не снилось…», «Усатый нянь» – любимые кино-хиты юности легко находили дорогу к сердцу с помощью мелодий Рыбникова. И лукавит утверждающий, что не прослезился, слушая романс «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось».
Детство и юность
Будущий композитор родился в послевоенной Москве в творческой семье с трагической родословной. Мужчины-предки по линии матери – из белых офицеров, верой и правдой служивших царю. Деда-генерала расстреляли в Первую мировую. Бабушке Алексея Рыбникова, пытавшейся защитить мужа, прострелили руки, а маму, девочку пяти лет, вывели на расстрел, и лишь чудо спасло ребенка от гибели.
Чудом остался жив и отец Алексея, Лев Самойлович. В 14 лет подростка, заболевшего туберкулезом, отправили умирать в туберкулезный барак. Лева сбежал из страшного места, где каждый день видел смерть, и решил встретить последний день жизни на воле.
Спас мальчика православный сельский батюшка, приютивший в домике при храме. Священник выходил еврейского парнишку, научил петь церковные псалмы. От настоятеля музыкально одаренный юноша перенял азы скрипичной игры.
Семья Рыбниковых жила в коммунальной квартире вчетвером – родители с Алешей и бабушкой ютились в десятиметровой комнате. Папа с мамой считали каждую копейку, хотя Лев Рыбников был лучшим скрипачом в оркестре Александра Цфасмана. Творческая жилка обнаружилась и у мамы, Александры Алексеевны. Женщина из подручных материалов сооружала для светских модниц невероятные шляпки и шали.
Мама в мечтах видела сына знаменитым композитором. Зато отец, тонко чувствовавший фальшь и требовательный, критично оценивал музыкальные способности Алеши. Но уступил, когда мама настояла на покупке пианино: место громоздкому инструменту нашли, продав буфет.
Первая попытка поступить в музыкальную школу провалилась: от Алексея Рыбникова, разучившего на пианино пару пьес, учителя потребовали повторить спетые мелодии голосом. Мальчик от неожиданности растерялся. Стену пробила мамина настойчивость: женщина нашла преподавателя по сольфеджио. В следующем году Алексея Рыбникова приняли.
Первые годы отец ругал сына за «отсебятину» и вольные импровизации, пока не заметил у мальчика искру композиторского таланта. Чтобы убедиться в способностях Алексея, поступившего в элитную школу при Гнесинке, Рыбников-старший попросил Арама Хачатуряна глянуть на сочинение сына.
Именитый композитор посмотрел ноты и тут же принял юного коллегу в свой класс при консерватории, где юное дарование начало изучать композицию. Спустя 5 лет, в 1967-м, Рыбников получил диплом с отличием, а через 2 года окончил аспирантуру. Талантливого 18-летнего аспиранта оставили преподавать, чем он и занимался до 1975-го.
На тот момент у Алексея Рыбникова была семья. Чтобы обеспечить ее существование, молодой музыкант брался за любую подработку: давал уроки студентам Гнесинки, играл на пианино в детских садиках, руководил учебным оркестром в театральном вузе.
Музыка
Начало творческой биографии Алексей Рыбников положил в 8 лет, написав первые фортепианные пьесы для сказки-фэнтези «Багдадский вор». А балет 11-летнего композитора «Кот в сапогах» и стал тем сочинением, которое убедило Арама Ильича Хачатуряна взять мальчика под свою опеку.
Но официальным дебютом молодого композитора стала фортепианная соната «Хороводы», которую Рыбников сочинил на 1-м курсе консерватории. Музыкальные критики уже тогда обратили внимание на нешаблонность «почерка» Алексея, умение вплетать фольклорные мотивы в современную канву.
В 1967 году Алексей Рыбников, вдохновленный стихами о толпе, растоптавшей цветок, написал дипломную скрипичную балладу. Спустя два года появилась Первая соната, в которой музыкант виртуозно смешал русские и западные традиции.
Но если Первую сонату приняли благожелательно, то Вторую профессура консерватории и советские музыкальные критики назвали слишком авангардной, разгромив в пух и прах. Композитор, не ожидавший такой разгромной критики, заболел язвой желудка.
Хачатурян оказался единственным, кто поддержал Рыбникова. Арам Ильич утешил молодого коллегу, рассказав, что тоже заработал «композиторскую язву» после «разноса» дебютных произведений.
За каприччио «Скоморох» Алексея Рыбникова сначала ругали, но потом вручили премию. Музыкант научился стойко принимать удары судьбы и не боялся экспериментировать. Покинув стены консерватории, Рыбников, вдохновленный стихами поэта Людвика Ашкенази, написал первые романсы «Молитва» и «Телефон».
В середине 1960-х Алексей Рыбников прочно связал жизнь с кинематографом и драмтеатром. Поначалу работа в кино рассматривалась как неплохой заработок, но, начав соединять драматургию с музыкой, Рыбников увлекся и превратил в дело всей жизни.
Заказы на музыкальное озвучивание кинофильмов давали полет фантазии, материальную стабильность и невероятно мобилизовали. Ведь свободному художнику, а в середине 1970-х Алексей Рыбников оставил государственную службу, халтурить было не с руки: кинопродюсеры брак не принимали.
В 1970-х музыканта, увлекшегося роком, позвали писать музыкальное сопровождение «Острова сокровищ». Появившаяся перед этим рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» стала открытием для московского композитора и вдохновила на смелые эксперименты.
С тех пор Алексей Рыбников создал произведения, украсившие более чем сотню кинокартин. Самыми известными лентами с музыкальным сопровождением Рыбникова в 1970-х стали фильмы «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь» и «Тот самый Мюнхгаузен».
В 2000-х востребованность композитора не уменьшилась, он сочинил музыку к популярным сериалам и художественным картинам. За услугами к Алексею Рыбникову обращались Тигран Кеосаян, Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин и Владимир Хотиненко.
Театральные режиссеры тоже не обошли Рыбникова вниманием. Алексей Львович сочинил музыку для спектаклей «Коварство и любовь» и «Прозрачный мальчик», которые с аншлагами шли в театрах столицы.
Наибольшую известность Алексею Рыбникову принесли музыкальные сочинения, предназначенные для сценической постановки. В 1976-м в Ленкоме состоялась премьера первой в Советском Союзе рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую Алексей Львович написал в соавторстве с Павлом Грушко.
Инициатором создания оказался Марк Захаров, поставивший оперу в Ленкоме. Музыкальный спектакль шел на подмостках театра 17 сезонов. В оригинальном сезоне главных героев рок-оперы сыграли Александр Абдулов и Любовь Матюшина.
Чиновники Минкульта встретили революционный спектакль в штыки, назвав рок-оперу «чуждым жанром». Но после 11 отказов и переделок постановке дали «зеленый свет». Ленком и всех причастных ждал оглушительный успех, Алексея Рыбникова назвали композитором 1979 года.
В конце 1980-х тираж альбомов с музыкой звездного композитора достиг рекордной цифры – 10 миллионов копий. А в 1981 году в Ленкоме состоялась премьера второго рок-хита Алексея Рыбникова: театралы увидели оперу «Юнона и Авось». И снова сумасшедшему успеху предшествовал громкий скандал, ведь «опальный» рок композитор-революционер соединил с не менее «опальными» православными молитвами.
В 1982-м альбом запретили, а в 1983 году он лидировал в хит-параде: Алексей Рыбников выиграл суд, которым запрет с «Юноны и Авося» был снят. Ленком с рок-оперой Рыбникова отправился на зарубежные гастроли. В Париже по воле Пьера Кардена спектакль увидели на Елисейских полях. В Британии сняли фильм по рок-опере, который вскоре показали в 50 странах мира.
В начале 1990-х Алексей Рыбников представил поклонникам новый шедевр – мистерию «Литургия оглашенных». Постановка сопровождалась аншлагами в России (за 2 сезона состоялось 70 представлений) и в Америке.
В 1999 году в российской столице, в Большом Ржевском переулке, открылся Театр Алексея Рыбникова на полтысячи мест. На официальном сайте театра можно узнать о грядущих представлениях и заказать билет на спектакль.
В начале нового столетия Рыбников представил поклонникам своего творчества музыкальную драму о трагической судьбе непризнанного коллеги Максима Березовского. Зрители впервые увидели спектакль «Маэстро Массимо» в нулевых.
Спустя 5 лет Алексей Рыбников порадовал поклонников Пятой симфонией, названной «Воскрешение мертвых», а в 2012-м на подмостках его детища театралы-меломаны впервые увидели постановку «Аллилуйя любви» – микс известных произведений Рыбникова для театра и кино.
Личная жизнь
Композитор дважды побывал в ЗАГСе. Жен Алексея Рыбникова роднит имя Татьяна. В первом браке родились двое детей – Анна и Дмитрий.
Анна Рыбникова стала кинорежиссером. Она первой исполнила роль Кончиты из «Юноны и Авося» в 1980 году. Девочке на тот момент исполнилось 13 лет. Артистки, которым выпадало счастье играть Кончиту, за эталон берут запись юной Ани Рыбниковой.
Сын пошел по стопам отца. Дмитрий Рыбников пишет эстрадную музыку для мультфильмов, сериалов и полнометражных фильмов, сотрудничает с западными исполнителями.
Алексей Рыбников сейчас
В 2017 году Ленком в 1500-й раз представил театралам звездную рок-оперу на стихи Андрея Вознесенского, песни которой стали хрестоматийными.
В 2017-м Рыбников вернулся к мистерии «Литургия оглашенных», премьера которой состоялась четверть века назад. Алексей Львович, углубив философскую и духовную тему, снял одноименный фильм, впервые выступив как режиссер. Картина выйдет на экраны в 2018 году.