Олег Басилашвили: биография
Пожалуй, нет ни одного любителя советского кино, кто не знал бы Олега Валериановича. Басилашвили — потрясающий актер, который воплотил ряд образов, навеки запечатлевшихся в истории нашего кинопроизводства. Это и Юрий Самохвалов из культового «Служебного романа», и вызывающий сочувствие Платон Рябинин из «Вокзала для двоих» Эльдара Рязанова.
Басилашвили Олег Валерианович родился в 1934 году в Москве. Его отец Валериан Ношреванович работал директором Московского политехникума связи, а мама Ирина Сергеевна Ильинская была известным по всему СССР филологом. Дружная семья Басилашвили состояла из шести человек. Кроме мамы и папы Олег жил вместе со сводным братом Жорой, дедушкой и бабушкой – властной, сильной женщиной, державшей всю семью под своим руководством. В интервью актер вспоминал, что именно благодаря Ольге Николаевне дом содержался в порядке и уюте. Она же очень влияла на воспитание внуков, в том числе и с помощью умеренных телесных наказаний.
Великая Отечественная Война запомнилась будущему актеру ужасным голодом, добравшимся даже до Тбилиси, куда все семейство переехало еще в начале боевых действий. Она же лишила Олега старшего брата. Достигнув звания капитана, Георгий Басилашвили попал в госпиталь, после чего был отправлен в тыл, но таинственным образом исчез. А сам будущий актер еще чуть не умер, когда из-за слабой сопротивляемости организма заразился туберкулезом.
В 1943 году семья Басилашвили переехала обратно в Москву, где Олега отдали в третий класс школы №324. В интервью актер рассказывал, что никакой радости от учебы не испытывал, так как школьная система его очень угнетала. Мальчику плохо давались все точные науки. Пытаясь лучше понять алгебру, Олег просто не успевал заниматься никакими другими уроками и в итоге скатился до “двоек”.
Кроме того, еще в десятом классе юный Басилашвили прослыл неблагонадежным человеком, когда написал о произведении «Золотой теленок», запрещенном тогда в СССР, хвалебный отзыв. Тогда историю замяли, но осадок остался. Уроки рисования в художественной академии тоже закончились трагикомичным эпизодом, когда Олега обвинили в подражании постимпрессионизму и выгнали из учреждения.
Хотя подобные ситуации никак не способствовали творческому развитию Олега Басилашвили, желание прикоснуться к миру искусства было сильнее, чем идеологические ограничения. С подросткового возраста юноша обожал Московский художественный академический театр, ходил на каждый спектакль и в скором времени загорелся идеей стать актером. Совместно с приятелем он начал участвовать в художественной самодеятельности, присоединившись к любительской труппе при Министерстве внешней торговли. Получив опыт игры в непрофессиональных постановках, Олег рискнул подать заявление в Школу-студию МХАТ, поступив с первого раза.
Басилашвили учился на курсе знаменитого Павла Массальского. Олег Валерианович вспоминал, что жизнь во МХАТе была суровой, словно в средневековом монастыре, и студенчество, как самая веселая и шумная пора жизни, прошло мимо будущих специалистов.
Фильмы
После окончания учебного заведения Олега Басилашвили и Татьяну Доронину, его жену, направили по распределению в Сталинград. Молодые актеры, мечтавшие остаться во МХАТе, пытались изменить решение руководства, но в итоге были вынуждены отправиться на юг республики. Оказалось, что на новом месте работы, Сталинградском областном драматическом театре, новички не были нужны ни коллективу, ни зрителям. Через три месяца супруги не выдержали и уволились.
В 1956 году на экраны вышел фильм «Невеста», ставший дебютом Олега на съемочной площадке, но это появление на экранах осталось незамеченным для зрителей.
Олег и Татьяна переехали в Ленинград, где жили родители Дорониной. Почти сразу же им обоим удалось устроиться в Театр имени Ленинского комсомола, который покорил Олега интересным, разнообразным репертуаром и коллегами, дружелюбно настроенными по отношению к новичкам.
Тем не менее, буквально через несколько месяцев супруги перевелись в Большой драматический театр, куда Татьяну пригласил режиссер Георгий Товстоногов. Доронина согласилась при условии, что ее муж получит роль в первой постановке. Так Олег оказался на сцене БДТ, но там для Басилашвили места не оказалось. Актер был миловидным, но не отличался выдающимися внешними данными, за исключением высокого роста (181 см), и не смог быстро привлечь к себе внимание режиссера. Молодой человек играл исключительно в эпизодах, пока его жена получала одну главную роль за другой и постепенно уже в молодости становилась ведущей актрисой театра.
Биография Басилашвили в кино на тот период тоже не отличалась взлетами. Сниматься в кино на постоянной основе Басилашвили начал только через десять лет после своего дебюта, и вот тогда на характерного, красивого молодого человека посыпалось одно предложение за другим. Образ Лахновского, одного из центральных героев, Олег Басилашвили воплотил в сериале о Великой Отечественной Войне «Вечный зов». В следующем году вышла драма «День приема по личным вопросам», где ему также досталась главная роль.
Примерно в этот же период начался карьерный рост актера и на театральных подмостках. Георгий Александрович обратил внимание на исполнителя и постепенно начал доверять ему интересные роли, в основном комедийного характера. Зрители полюбили Хлестакова, Мамаева и Джингля в исполнении Басилашвили, но случилось это только в семидесятых годах.
За время своего сотрудничества с Большим драматическим театром актер сыграл почти в пятидесяти спектаклях, и даже сейчас, несмотря на преклонный возраст, Олег Валерианович задействован в четырех постановках: «Копенгаген», «Квартет», «Лето одного года» и «Дядюшкин сон».
В 1977 году вышел фильм, подаривший актеру всесоюзную славу. Рядовой зритель помнит об Олеге Валериановиче благодаря образу Самохвалова, удачно воплощенного в киноленте «Служебный роман». Главные роли в фильме также сыграли Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова и Людмила Иванова. Роль Самохвалова сделала Басилашвили известным на весь Союз, а следующие фильмы помогли актеру избежать застревания в образе антигероя.
В 1979 на экраны вышел «Осенний марафон» Георгия Данелии, где Басилашвили снова сыграл главную роль, на этот раз не отрицательного, но и не положительного, мягкотелого и немного нелепого персонажа. Его партнерами по съемочной площадке стали Наталья Гундарева, Евгений Леонов, Марина Неелова и Норберт Кухинке.
В 1982 году актер сыграл еще одну знаковую для своего творчества роль. Зрители увидели его в образе заключенного Платона Рябинина в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Несмотря на статус героя, он целиком и полностью положительный персонаж, трогательный и благородный, завоевавший сочувствие зрителей по всей стране. Ключевые роли в картине также исполнили Людмила Гурченко, Никита Михалков, Нонна Мордюкова и Татьяна Догилева.
В 1985 году был снят многосерийный фильм «Противостояние», в котором артист мастерски сыграл полковника Владислава Костенко, преследующего врага народа.
В девяностых годах, несмотря на кризис и дефолт, Олег Валерианович продолжал сниматься в кино. Он сыграл центральную роль в фильме «Предсказание» режиссера Эльдара Рязанова, своего хорошего друга. Затем актер снялся в комедии-фантасмагории «Сны», где воплотил образ важной политической персоны.
После этого было множество кинолент, и особенно из них выделяется экранизация романа «Мастер и Маргарита» 2005 года, в которой Олег Валерианович сыграл Воланда. Мини-сериал завоевал небывалую популярность, его посмотрело свыше сорока миллионов зрителей только в России. Роль Маргариты исполнила Анна Ковальчук, Кирилл Лавров появился в фильме в образе Понтия Пилата, а Владислав Галкин в роли Ивана Бездомного. Роль Иешуа Га-Ноцри сыграл Сергей Безруков, он же озвучил Мастера, которого на экране воплотил Александр Галибин.
В последние же годы Олег Басилашвили снялся всего в нескольких сериалах, особенно зрителям запомнились такие проекты, как «Хуторянин» и «Новая жизнь».
2015 году актер снялся в киноальманахе «Без границ» вместе с Инной Чуриковой, Александром Адабашьяном, Александром Палем и Марией Шалаевой.
Личная жизнь
Первой супругой актера была его сокурсница и коллега по сцене Татьяна Доронина. Молодые люди сыграли свадьбу, будучи на третьем курсе Школы-студии МХАТ. Они прожили вместе восемь лет, после чего охладели друг к другу и мирно, без взаимных обид развелись. Совместных детей у пары не было.
Спустя несколько лет актер встретился с журналисткой Галиной Мшанской. Два года молодые люди жили в гражданском браке, а затем расписались. В 2011 году супруги отпраздновали золотую свадьбу, отметив знаменательную дату в кругу семьи: дочерей Ольги и Ксении, а также внучки Мариники. В 2013 году у Басилашвили появился внук – в сентябре младшая дочка актера Ксения родила сына Тимофея.
Общественная позиция
Басилашвили не остался в стороне от крымского вопроса. Актер много и открыто говорил об этом, не одобряя действия России по этому поводу. В 2015 году Олег Валерианович дал эксклюзивное интервью изданию «Гордон», где поделился своим мнением о Крыме, о Путине и о политической обстановке в целом. Актер заявил, что война – это результат активной пропаганды и дезинформации как с российской, так и с украинской стороны.
Басилашвили входит в «белый список» артистов, созданный Минкультом Украины, хотя сам актер уверен, что необходимости в таких списках просто нет.
Олег Басилашвили сейчас
В последнее время актер перестал появляться в кино, и все больше занимается политикой.
В 2016 году актер стал доверенным лицом партии «Яблоко» во время выборов в Государственную думу.
В январе 2017 года Басилашвили стал гостем передачи «Мой герой». В конце этого же месяца актер принял участие в цикле творческих вечеров «Первые воспоминания» в рамках образовательного проекта «Слушай сюда».